Житие святых Житие святых
Версия для печати

Святитель Афанасий Великий

15 мая

От времени апостолов идет непрерывный ряд святых отцов и учителей Церкви. Отцами Церкви принято называть церковных писателей (преимущественно в епископском сане), которые отличались святостью жизни. Церковные писатели, не признанные святыми, называются учителями Церкви. Отцы и учители Церкви в своих творениях сохранили нам апостольские предания и разъяснили истинное учение веры и благочестия. В трудные времена борьбы с еретиками и лжеучителями они выступили защитниками Православия и оставили высокий пример духовной жизни.

В особенности IV век прославился появлением великих учителей, которые встали на защиту святой веры в то время, когда мир Церкви глубоко и на долгое время был потрясен арианской ересью (Ариане отрицали девственную природу Господа Иисуса Христа).

Первым великим борцом против арианства был святой Афанасий Великий (293-373 гг.). Наделенный от природы необыкновенными дарованиями, Афанасий свое образование получил под руководством Александрийских архиепископов Петра и Александра. Большое влияние на Афанасия имел основатель египетского монашества преподобный Антоний Великий, жизнь которого он описал. Основательно изучил Священное Писание, творения ранних церковных писателей и древних классиков, занял весьма важную и влиятельную в то время должность архидиакона при архиепископе Александре и был ревностным помощником его в первоначальной борьбе с арианской ересью.

Как ближайший сослужитель и доверенный архиепископа Александра, Афанасий провождал его на Первый Вселенский собор и здесь обратил на себя общее внимание: никто так сильно не возражал против Ария, никто не превосходил его силой красноречия. Не прошло и года после собора, как молодой архидиакон Афанасий возведен был на кафедру Александрийского архиепископа. Несмотря на сравнительную молодость (28 лет), архиепископ Афанасий твердо взял в руки управление обширной областью, ему подведомственной: посетил церкви своего округа, сблизился с епископами, посвятил Фрументия в епископы для утверждения церкви в Абиссинии, посетил иноческие обители, широко раскинувшиеся в Фиваиде и других областях Египта, был у наставника своей юности преподобного Антония.

Энергичный и приветливый, непреклонный в истине и снисходительный к заблуждающимся, обладавший замечательным тактом в обращении с людьми, при глубоко проницательном уме, разносторонне образованный, архиепископ Афанасий сразу приобрел общее уважение и любовь. Но мирная пора его архипастырской деятельности продолжалась не более двух лет; за этим начинается для него ряд испытаний и бедствий. Приверженцы Ария, во главе которых стоял близкий ко двору Никомидийский епископ Евсевий, товарищ Ария по антиохийскому училищу, всячески старались возвратить Ария в Церковь, и сумели расположить в его пользу сестру императора Констанция и, при ее помощи, самого императора Константина. Решено было возвратить Ария, якобы раскаявшегося в своих заблуждениях, из ссылки, — и архиепископу Александрии принять его в общение с Церковью. Афанасий, проникая в хитрость и притворство лжеучителей, отказался принять еретика, который отвергал божество Господа Иисуса Христа.

С этих пор начинаются гонения на исповедника Христова и измышляются против него самые черные клеветы. Обвинили его в взимании неправедных доходов с церквей, в сношениях с врагами империи, говорили будто бы он умертвил одного епископа, по имени Арсений, и отсеченной у него рукой пользовался для волхований. Нашлись люди, которые поверили даже этой нелепой выдумке, и святой Афанасий должен был защищаться на суде. Здесь враги Афанасия показывали самую руку, которую, будто бы, нашли у него. Но здесь к стыду их явился сам Арсений. По данному знаку, он был введен и показал собранию обе руки, которые дал ему Господь. Это привело врагов Афанасия в неописуемую ярость: они бросились на него и едва не задушили. Так было еще при жизни императора Константина, покровителя Церкви. Последующие правители — Константинарианин и Юлиан Отступник, уже прямо и открыто преследовали святого Афанасия, но не могли сокрушить его непоколемой твердости.

Было время, когда наиболее ревностные соучастники Афанасия в борьбе с арианами — Осия, епископ Кордовский, и Либерий, папа Римский, подобно ему терпевшие удаление с кафедр и заточение, поколебались в своей твердости и согласились на уступку арианам, и святой Афанасий остался один непоколебимым вождем православных в борьбе с ними. В течение своего почти полувекового святительского служения святой Афанасий пять раз был изгоняем из Александрии, около 20 лет пробыл в ссылке и заточениях, до последней минуты жизни боролся с еретиками и ревностно старался о водворении мира и единомыслия в Церкви.

Среди трудов и волнений подвижнической жизни святой Афанасий написал много творений в защиту Православия в назидание верующим. Его труды, изданные на русском вышли в 4 томах. Мысли и доказательства святого Афанасия и теперь имеют великое значение и силу, язык в них — богатый и образный. Доблестный архипастырь скончался в возрасте 75 лет.

Тропарь святителю Афанасию ВеликомуТропарь, глас 3

Столп был еси Православия, Божественными догматы подтверждая Церковь, священноначальниче Афанасие. Отцу бо Сына единосущна проповедав, посрамил еси Ария, отче преподобне, Христа Бога моли даровати нам велию милость.


Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Житие святых. Проект Татарстанской митрополии.»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.zitie.ru

Все жития святых, которых мы почитаем 15 мая






© Татарстанская митрополия РПЦ, 2001-2012.
Сайт управляется системой «Expresss-Web».
Создание и поддержка – проект «Епархия»

 

Яндекс.Метрика Сайт создан по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия.
Цитирование и перепечатка приветствуются при гиперссылке на сайт www.zitie.ru